?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В 1090 году Генрих IV впервые выдал охранные грамоты двум еврейским общинам в Вормсе и в Шпайере. Привилегии определяли права евреев, — в частности, оговаривали неприкосновенность их жизни и собственности, предусматривали экономические свободы и беспрепятственное отправление религиозных обрядов. Также евреи имели право устанавливать и руководствоваться собственными юридическими нормами в пределах своей общины; дополнительно был определен порядок рассмотрения судебных споров для разрешения разногласий между иудеями и христианами. Вормсских евреев, кроме того, Генрих IV взял под свою личную защиту, а общину в Шпейере передал под защиту местных епископов.

«... Сломав засовы и двери, они [крестоносцы] убили до семисот захваченных [ими евреев], тщетно сопротивлявшихся против превосходных сил; равным образом убивали женщин, маленьких детей, не различая возраста и пола...
Иудеи, видя, что христиане как враги поднялись против них и их детей и не щадят ни старых, ни малых, обратились против самих себя и своих единоверцев, сыновей, жён, матерей и сестёр и перебили друг друга взаимным убийством. Матери... перерезывали горло младенцам, других закалывали, предпочитая губить их собственными руками, чем отдать в жертву мечу иноверцев...
Они [крестоносцы] уничтожили [иудеев] жестокой резнёй более из жадности к деньгам, чем по Божьему правосудию...»
Альберт Ахенский о резне евреев в Майнце.

Вормсские и шпейерские привилегии оказались революционными для своего времени — ранее никто из императоров не брал под личную защиту религиозные меньшинства, — и, действительно, в определенной мере помогли защитить еврейские общины. Так, например, отряд крестоносцев, отправляясь в Первый крестовый поход, почти полностью истребил местную общину во французском Руане, однако их предводитель Готфрид Бульонский не смог реализовать угрозу «отомстить евреям за кровь Иисуса» в Германии: Генрих надавил на него так, что Готфрид даже согласился взять под свою защиту еврейские общины Кёльна и Майнца. (Справедливости ради отметим: своё обещание Бульонский дал после того, как получил от евреев этих городов в «подарок» 500 серебряных марок). Сдержанно на территории Германии вел себя и другой предводитель крестоносцев, Петр Амьенский: войдя со своим отрядом в Трир в апреле 1096 года, он обошёлся без антиеврейской агитации и ограничился взиманием с еврейской общины продовольствия для крестоносцев.

Насилию же менее дисциплинированного простонародья пытались противостоять епископы, которые — согласно все тем же императорским привилегиям — брали еврейские общины под свою личную защиту. Так, в Шпейере епископ выслал против погромщиков своих воинов, а горожанам, участвовавшим в беспорядках, велел отрубить руки. Спасая евреев от дальнейших бесчинств, епископ укрыл их в своем замке. Часть еврейской общины Вормса также укрылась в замке епископа, что, впрочем, не спасло её членов от преследований: войдя в город, крестоносцы распустили слух об убийстве евреями христианина и спровоцировали погром. Лишь немногие евреи предпочли спастись вынужденным крещением, большинство погибло от рук крестоносцев или покончило жизнь самоубийством.

Вернувшись из Италии, Генрих IV позволил в 1097 году всем насильственно крещенным евреям вернуться в иудаизм. Спустя шесть лет, в 1103 году император собрал в Майнце своих вассалов и вместе с ними принял торжественную присягу соблюдать «земский мир» (нем.: Landfrieden), одним из условий которого была защита жизни евреев.

Profile

think
nimmerklug
nimmerklug

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com