?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одно из ста суеверий

У основателя советологии доминиканского монаха Юзефа Бохеньского есть книга «100 суеверий», этакий словарь современных заблуждений. Как ни странно, там можно найти и вполне разумные статьи, например,
ЛИТЕРАТОР
Литература в современном значении слова, так называемая художественная литература,—это собрание стихотворений, повестей, рассказов и т. п. Таким образом, литератором является человек, создающий эти произведения. Согласно ходячему предрассудку, литератор как таковой может быть наставником во всяческой премудрости. Тем самым он превращается в интеллектуала. Это заблуждение и сегодня весьма распространено в Польше, особенно в отношении великих поэтов. Однако литератор, даже самый выдающийся, является специалистом только в искусстве художественного письма, в живом изображении человеческих переживаний, стремлений и идеалов и никаким иным авторитетом не обладает. В качестве литератора он не является ни религиозным пророком, ни философом, ни политическим лидером, ни проповедником морали.


Но в целом книга не оставляет сомнения в том, что её автор был советологом (да ещё и не рядовым). Статья же про антисемитизм недвусмысленно указывает, что автор (в смысле отношения к евреям) к тому же ещё был поляком, католиком и интеллигентом. Вот она:

АНТИСЕМИТИЗМ
Термин «антисемитизм» употребляется сегодня самым нелепым образом: по сути дела, арабы тоже семиты, следовательно, тот, кто их не любит, попадает в разряд антисемитов. Современное значение этого термина связано по крайней мере с тремя заблуждениями.



1. Первое и самое главное заблуждение — сам антисемитизм. Он заключается в демонизации евреев и приписывании им всяческого зла. Сторонники антисемитизма также утверждают, что евреи правят миром, что у них есть некий центр, стремящийся к мировому господству, к уничтожению нашей цивилизации и т. д. Подчас им совершенно голословно приписывают различные преступления. Антисемитам присуще стремление искоренить из нашей цивилизации все еврейское.

Должно быть ясно, что это — постыдный предрассудок.

Взять хотя бы последний постулат: требование «очистить» европейскую культуру от еврейских элементов. Это абсурдно. Не существует европейской культуры без христианства, а христианство основано на еврейской Библии и следует учению Христа, который был евреем. Поэтому антисемиты очень часто являются также и антихристианами — не отдавая себе отчета в том, что разрушают основы культуры, которую хотят защитить. Значение евреев не ограничивается христианством. Многие известные европейские мыслители XIX и XX веков были евреями; назовем хотя бы Маркса, Фрейда и Эйнштейна. Если говорить о философии, то почти все, что сыграло решающую роль в выходе из темного закоулка «новой» истории, исходит от евреев. Евреями были, к примеру, такие философы, как Бергсон (Збытковер), Гуссерль, Кассирер, Леви-Стросс и Тарский. Правда, евреями были и многие ведущие коммунисты, но ведь и выдающийся французский антикоммунист Раймон Арон — тоже еврей. Без евреев европейской культуры не существует, поэтому антисемитизм — крайне антиевропейское суеверие.

Естественно, возникает вопрос, почему антисемитизм так распространен, причем даже в тех странах, где евреи составляют незначительное и хорошо ассимилировавшееся меньшинство, как это было, например, в довоенной Германии— там антисемитизм дошел до предела. Ответить на этот вопрос непросто; наверное, можно говорить о нескольких причинах. Одной из них является зависть, вызванная тем, что среди евреев высок процент очень одаренных людей, занимающих ведущее положение в литературе, науке, философии и даже в политике. Другая причина состоит в том, что среди евреев довольно много людей, которые становятся нетерпимыми и беспощадными, как только получают власть (что проявляется, среди прочего, в пренебрежении к религиозным и патриотическим чувствам «гоев»). Именно их главным образом и следует считать ответственными за распространение антисемитизма. В XX веке многие люди подобного типа осуществляли власть от имени коммунистических партий, и преступления, совершенные коммунистами, были затем приписаны всем евреям, что, конечно, является заблуждением, но тем не менее отчасти объясняет популярность антисемитизма.

2. Наряду с этим основным суеверием следует назвать и другое, считающее, что антисемитизм — нечто худшее и более преступное, чем национальная вражда. Имеется в виду немецкий антисемитизм, который привел к геноциду евреев и в этом смысле был несомненно страшнее, например, неприязни фламандцев к валлонам в Бельгии. Однако в той же мере заслуживает осуждения геноцид, жертвой которого пали армяне после первой мировой войны. Возможно, двойной масштаб в оценке связан с идеей «избранности» евреев, во что, впрочем, сегодня не верит большинство самих евреев.

3. Наконец, предрассудком является мнение, что нельзя любить евреев меньше, чем других, а если кто-то предпочитает еврею итальянца или китайца, то он антисемит. Каждый вправе кого-то любить или не любить, при том условии, чтобы в отношении той личности, которую не любят, соблюдался закон. Каждый человек не только вправе, но и просто обязан любить близких людей больше, чем далеких, к примеру — поляков любить больше, чем французов или евреев. И тот, кто называет людей, испытывающих подобные чувства, антисемитами, становится жертвой суеверия.




Постулаты эти настолько глупы в своей откровенности, что их хочется прокомментировать.

Прямо по порядку.

Сообщение о том, что арабы – семиты, обычная дань антиизраильской пропаганде, мол настоящие антисемиты – это те кто воюет с арабами, а те кого принято называть анитсемитами – в самом худшем случае искренне заблуждающиеся люди, и именно эти заблужения отец-доминиканец рассматривает далее.

1. Автор считает постыдным заблуждением вовсе не демонизацию евреев и приписывание им всяческого зла, а стремление искоренить из европейской цивилизации все еврейское, поскольку в таком случае мало что от европейской цивилизации остается, и уж во всяком случае не христианство.

Задаваясь вопросом, отчего антисемитизм распространен даже в странах, где евреи составляют незначительное и хорошо ассимилировавшееся меньшинство, автор предлагает два ответа.

Во-первых зависть, вызванная тем, что среди евреев высок процент очень одаренных людей. Возможно эту зависть испитывает нееврейская интеллигенция, но уж никак не народы в целом.

Во-вторых, среди евреев довольно много людей, которые становятся нетерпимыми и беспощадными, как только получают власть (что проявляется, среди прочего, в пренебрежении к религиозным и патриотическим чувствам «гоев»). Именно их главным образом и следует считать ответственными за распространение антисемитизма. Короче, из-за этих жидов евреев и не любят. Если это не антисемитизм, то что же? Чем это утверждение доказывается? Может быть наиболее кровавые диктаторы в ХХ веке были евреи? Или Лазарь Моисеич Каганович был кровожаднее Николая Ивановича Ежова, а Розалия Землячка – генерала Слащова? Или товарищ Сланский был нетерпим и беспощаден, а товарищ Новотный – радел о простых чешских людях? А может это евреи из простых, как только почувствуют силу и безнаказанность кидаются громить гоев, забивать им в голову гвозди и насиловать их дочерей? Кстати, именно европейской цивилизации очень даже присуща совершенно звериная и даже садистическая жестокость, и это именно то, что от нее останется, если искоренить в ней всё еврейское.

2. По мнению советолога, заблуждение считать антисемитизм хуже «обычной» национальной вражды, а геноцид армян следует рассматривать на равных с холокостом. Не очень понятно, к кому относится второе пожелание. Просвещенным европейцам и так одинаково плевать и на армян, и на евреев, а если они и на словах осуждают больше гитлеровский геноцид евреев, то только для того, чтобы иметь оправдание своему нынешнему антисемитизму.Если же здесь Бохеньский увещевает евреев, дабы в их памяти резня тутси вытеснила Освенцим, то ведь он сам же пишет «Каждый человек не только вправе, но и просто обязан любить близких людей больше, чем далеких».

Ну и разумеется, антисемитизм, это вовсе не обычная ксенофобия (кстати, заурядная ксенофобия приводящая в резне, «хуже» чисто теоретических антисемитских рассуждений того же Бохеньского ). Ксенофобия явление вполне рациональное, тогда как причины антисемитизма иррациональны (и потому-то и не поддаются анализу). В частности, далеко не всякая вражда к евреям – антисемитизм. Например, и у арабов, в частности, и у мусульман вообще антисемитизм практически отсутствует, хотя попытки его импортировать из Европы предпринимаются постоянно. И это при том, что враждебности и готовности прибегать к насилию – сколько угодно. Разница в том, что объяснить, почему араб хочет зарезать еврея не составляет труда, а почему о том же мечтает поляк, немец, русский – невозможно.

3. Вобщем-то верно, что считать антисемитом того, кто не выражает непрерывно восторг (или выражает его в недостаточно превосходных степенях) не следует. Хотя это заблуждение и в самом деле довольно распространено между истинно-еврейскими людьми, считать его общееврейским заблуждением – сильное преувеличение.

А вот насчет практического применения принципа хрестиянской любви к ближнему и дальнему есть что сказать. Отчего это просвещенные европейцы исходят любовью к дальним арабам, как больной дизентерией говном, тогда как на дальних тутси, суданцев, камбоджийцев и прочих им наплевать? Отчего любят (причем не ограничиваются любовью платонической, а берут на полное содержание) только тех дальних от которых ожидают нанесения ущерба евреям?

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
abrod
Jun. 5th, 2012 01:02 pm (UTC)
Насчет иррациональности Вы правы. Но тем не менее позволю себе заметить, что к этой иррациональности добавляется путаница. Путают 2 различных антисемитизма - одни не любят евреев за то, что среди них много плохих людей, другие (зачастую те-же самые) не любят евреев за то, что среди них много хороших людей (как вариант очень одаренных людей - Христос,Эйнштейн,ну или кого там еще приписывают к хорошим)
aldmicon
Jun. 5th, 2012 05:56 pm (UTC)
Мысль о том, что "евреев испортили жиды", или как там у Бохеньского о нелюбви к евреям из-за жидов, весьма доставила!!!

Бяда! Как говорил нам сторож на шабашке.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

think
nimmerklug
nimmerklug

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com