nimmerklug (nimmerklug) wrote,
nimmerklug
nimmerklug

Одно из ста суеверий

У основателя советологии доминиканского монаха Юзефа Бохеньского есть книга «100 суеверий», этакий словарь современных заблуждений. Как ни странно, там можно найти и вполне разумные статьи, например,
ЛИТЕРАТОР
Литература в современном значении слова, так называемая художественная литература,—это собрание стихотворений, повестей, рассказов и т. п. Таким образом, литератором является человек, создающий эти произведения. Согласно ходячему предрассудку, литератор как таковой может быть наставником во всяческой премудрости. Тем самым он превращается в интеллектуала. Это заблуждение и сегодня весьма распространено в Польше, особенно в отношении великих поэтов. Однако литератор, даже самый выдающийся, является специалистом только в искусстве художественного письма, в живом изображении человеческих переживаний, стремлений и идеалов и никаким иным авторитетом не обладает. В качестве литератора он не является ни религиозным пророком, ни философом, ни политическим лидером, ни проповедником морали.


Но в целом книга не оставляет сомнения в том, что её автор был советологом (да ещё и не рядовым). Статья же про антисемитизм недвусмысленно указывает, что автор (в смысле отношения к евреям) к тому же ещё был поляком, католиком и интеллигентом. Вот она:

АНТИСЕМИТИЗМ
Термин «антисемитизм» употребляется сегодня самым нелепым образом: по сути дела, арабы тоже семиты, следовательно, тот, кто их не любит, попадает в разряд антисемитов. Современное значение этого термина связано по крайней мере с тремя заблуждениями.



1. Первое и самое главное заблуждение — сам антисемитизм. Он заключается в демонизации евреев и приписывании им всяческого зла. Сторонники антисемитизма также утверждают, что евреи правят миром, что у них есть некий центр, стремящийся к мировому господству, к уничтожению нашей цивилизации и т. д. Подчас им совершенно голословно приписывают различные преступления. Антисемитам присуще стремление искоренить из нашей цивилизации все еврейское.

Должно быть ясно, что это — постыдный предрассудок.

Взять хотя бы последний постулат: требование «очистить» европейскую культуру от еврейских элементов. Это абсурдно. Не существует европейской культуры без христианства, а христианство основано на еврейской Библии и следует учению Христа, который был евреем. Поэтому антисемиты очень часто являются также и антихристианами — не отдавая себе отчета в том, что разрушают основы культуры, которую хотят защитить. Значение евреев не ограничивается христианством. Многие известные европейские мыслители XIX и XX веков были евреями; назовем хотя бы Маркса, Фрейда и Эйнштейна. Если говорить о философии, то почти все, что сыграло решающую роль в выходе из темного закоулка «новой» истории, исходит от евреев. Евреями были, к примеру, такие философы, как Бергсон (Збытковер), Гуссерль, Кассирер, Леви-Стросс и Тарский. Правда, евреями были и многие ведущие коммунисты, но ведь и выдающийся французский антикоммунист Раймон Арон — тоже еврей. Без евреев европейской культуры не существует, поэтому антисемитизм — крайне антиевропейское суеверие.

Естественно, возникает вопрос, почему антисемитизм так распространен, причем даже в тех странах, где евреи составляют незначительное и хорошо ассимилировавшееся меньшинство, как это было, например, в довоенной Германии— там антисемитизм дошел до предела. Ответить на этот вопрос непросто; наверное, можно говорить о нескольких причинах. Одной из них является зависть, вызванная тем, что среди евреев высок процент очень одаренных людей, занимающих ведущее положение в литературе, науке, философии и даже в политике. Другая причина состоит в том, что среди евреев довольно много людей, которые становятся нетерпимыми и беспощадными, как только получают власть (что проявляется, среди прочего, в пренебрежении к религиозным и патриотическим чувствам «гоев»). Именно их главным образом и следует считать ответственными за распространение антисемитизма. В XX веке многие люди подобного типа осуществляли власть от имени коммунистических партий, и преступления, совершенные коммунистами, были затем приписаны всем евреям, что, конечно, является заблуждением, но тем не менее отчасти объясняет популярность антисемитизма.

2. Наряду с этим основным суеверием следует назвать и другое, считающее, что антисемитизм — нечто худшее и более преступное, чем национальная вражда. Имеется в виду немецкий антисемитизм, который привел к геноциду евреев и в этом смысле был несомненно страшнее, например, неприязни фламандцев к валлонам в Бельгии. Однако в той же мере заслуживает осуждения геноцид, жертвой которого пали армяне после первой мировой войны. Возможно, двойной масштаб в оценке связан с идеей «избранности» евреев, во что, впрочем, сегодня не верит большинство самих евреев.

3. Наконец, предрассудком является мнение, что нельзя любить евреев меньше, чем других, а если кто-то предпочитает еврею итальянца или китайца, то он антисемит. Каждый вправе кого-то любить или не любить, при том условии, чтобы в отношении той личности, которую не любят, соблюдался закон. Каждый человек не только вправе, но и просто обязан любить близких людей больше, чем далеких, к примеру — поляков любить больше, чем французов или евреев. И тот, кто называет людей, испытывающих подобные чувства, антисемитами, становится жертвой суеверия.




Постулаты эти настолько глупы в своей откровенности, что их хочется прокомментировать.

Прямо по порядку.

Сообщение о том, что арабы – семиты, обычная дань антиизраильской пропаганде, мол настоящие антисемиты – это те кто воюет с арабами, а те кого принято называть анитсемитами – в самом худшем случае искренне заблуждающиеся люди, и именно эти заблужения отец-доминиканец рассматривает далее.

1. Автор считает постыдным заблуждением вовсе не демонизацию евреев и приписывание им всяческого зла, а стремление искоренить из европейской цивилизации все еврейское, поскольку в таком случае мало что от европейской цивилизации остается, и уж во всяком случае не христианство.

Задаваясь вопросом, отчего антисемитизм распространен даже в странах, где евреи составляют незначительное и хорошо ассимилировавшееся меньшинство, автор предлагает два ответа.

Во-первых зависть, вызванная тем, что среди евреев высок процент очень одаренных людей. Возможно эту зависть испитывает нееврейская интеллигенция, но уж никак не народы в целом.

Во-вторых, среди евреев довольно много людей, которые становятся нетерпимыми и беспощадными, как только получают власть (что проявляется, среди прочего, в пренебрежении к религиозным и патриотическим чувствам «гоев»). Именно их главным образом и следует считать ответственными за распространение антисемитизма. Короче, из-за этих жидов евреев и не любят. Если это не антисемитизм, то что же? Чем это утверждение доказывается? Может быть наиболее кровавые диктаторы в ХХ веке были евреи? Или Лазарь Моисеич Каганович был кровожаднее Николая Ивановича Ежова, а Розалия Землячка – генерала Слащова? Или товарищ Сланский был нетерпим и беспощаден, а товарищ Новотный – радел о простых чешских людях? А может это евреи из простых, как только почувствуют силу и безнаказанность кидаются громить гоев, забивать им в голову гвозди и насиловать их дочерей? Кстати, именно европейской цивилизации очень даже присуща совершенно звериная и даже садистическая жестокость, и это именно то, что от нее останется, если искоренить в ней всё еврейское.

2. По мнению советолога, заблуждение считать антисемитизм хуже «обычной» национальной вражды, а геноцид армян следует рассматривать на равных с холокостом. Не очень понятно, к кому относится второе пожелание. Просвещенным европейцам и так одинаково плевать и на армян, и на евреев, а если они и на словах осуждают больше гитлеровский геноцид евреев, то только для того, чтобы иметь оправдание своему нынешнему антисемитизму.Если же здесь Бохеньский увещевает евреев, дабы в их памяти резня тутси вытеснила Освенцим, то ведь он сам же пишет «Каждый человек не только вправе, но и просто обязан любить близких людей больше, чем далеких».

Ну и разумеется, антисемитизм, это вовсе не обычная ксенофобия (кстати, заурядная ксенофобия приводящая в резне, «хуже» чисто теоретических антисемитских рассуждений того же Бохеньского ). Ксенофобия явление вполне рациональное, тогда как причины антисемитизма иррациональны (и потому-то и не поддаются анализу). В частности, далеко не всякая вражда к евреям – антисемитизм. Например, и у арабов, в частности, и у мусульман вообще антисемитизм практически отсутствует, хотя попытки его импортировать из Европы предпринимаются постоянно. И это при том, что враждебности и готовности прибегать к насилию – сколько угодно. Разница в том, что объяснить, почему араб хочет зарезать еврея не составляет труда, а почему о том же мечтает поляк, немец, русский – невозможно.

3. Вобщем-то верно, что считать антисемитом того, кто не выражает непрерывно восторг (или выражает его в недостаточно превосходных степенях) не следует. Хотя это заблуждение и в самом деле довольно распространено между истинно-еврейскими людьми, считать его общееврейским заблуждением – сильное преувеличение.

А вот насчет практического применения принципа хрестиянской любви к ближнему и дальнему есть что сказать. Отчего это просвещенные европейцы исходят любовью к дальним арабам, как больной дизентерией говном, тогда как на дальних тутси, суданцев, камбоджийцев и прочих им наплевать? Отчего любят (причем не ограничиваются любовью платонической, а берут на полное содержание) только тех дальних от которых ожидают нанесения ущерба евреям?
Tags: антисемитизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments