nimmerklug (nimmerklug) wrote,
nimmerklug
nimmerklug

Categories:

«Варшавский блеск. Огни ночного Ковно. Гришкино счастье»

Широко известен интеллигентский хадис (иснад, как обычно, не приводится).

Рассказывают, что после Победы вождь пригласил в Кремль всех деятелей советской культуры и искусства: писателей, кинорежиссеров, композиторов, актеров, живописцев, архитекторов и пр. К ним обратился он, как друг и учитель.

- Великая Отечественная война советского народа потребовала огромных жертв от всего народа. Вам, цвету нашей культуры , тоже пришлось отказаться от многих привилегий. У кого-то забрали дачу, кому-то пришлось расстаться с автомобилем, кого-то уплотнили в его квартире. Но теперь, после Победы, мы имеем возможность вернуть вам заслуженные подарки партии и правительства. Для этого я и пригласил вас сюда. Высказывайте товарищи ваши просьбы, а вы товарищ Поскребышев, записывайте.

Начали с драматурга Лавровича. Он попросил восстановить ему сарай на даче в Переделкино, который бойцы Красной Армии разнесли на дрова.

- Записывайте, товарищ Поскребышев.

Ну, тут всех прорвало.

Вождь невозмутимо повторял: - Вы записывайте, товарищ Поскребышев, записывайте.

Только когда композитор, бывший князь и сенатор Бунша-Басманов, попросил коменсировать ему сто пятьдесят пар жениных шелковых чулок, которые он подарил любовнице, упирая на то, что любовница была медсестрой в центральном военном госпитале, бровь вождя несколько дрогнула, но он так же спокойно сказал: - Записывайте, товарищ Поскребышев.

Наконец очередь дошла до кинорежиссера Александрова. Тот встал, откашлялся, и начал:

- Товарищ Сталин, весь наш народ пошел на неисчислимые жертвы. Нам, деятелям культуры негоже требовать какие-то компенсации. Ведь это будут компенсации за счёт народа-победителя. Партия, правительство и лично вы, товарищ Сталин, дали нам возможность творить на благо народа. А это главное! Рано или поздно упорная творческая работа поможет нам восстановить наше благосостояние самостоятельно!

После чего, кинорежиссер, как бы замялся. Вождь, обратил на это внимание: - Может быть вам всё-таки что-нибудь нужно, товарищ Александров?

- Да, товарищ Сталин, есть у меня огромная просьба, но я даже боюсь её высказать.

- А вы высказывайте, товарищ Александров, нам будет трудно отказать мужу народной артистки Орловой.

- Понимаете, товарищ Сталин, в сегодняшней газете «Правда» я прочитал, что через две недели выходит из печати новый, 39 том вашего собрания сочинений, в который включены ранее не публиковавшиеся ваши произведения. Нельзя ли его получить прямо сейчас. Материалы, включенные в этот том очень помогут и моему творчеству, и творчеству Любовь Петровны. И, если можно, с автографом.

- Товарищ Поскребышев!

Товарищ Поскребышев выходит и молниеносно, что твой актер-транформатор, возращается с серебрянным подносом, на котором лежит 34 том. Вождь берет ручку и размашистым почерком пишет.

«Дорогому товарищу Александрову
от искреннего поклонника его таланта!
Крепко жму руку,
ваш И. Сталин».

Ну что ж, не успели, после изнурительных хождений по исполкомам и ЖЭКам, завести на дачный участок драматурга Лавровича сучковатые дрова для восстановления сарая, а режиссер Александров уже отыграл и дачу, и машину, ремонт квартиры, и новый гардероб для артистки Орловой, и совместную с женой поездку по европейским столицам, невзначай показывая руководителям разного звена подарок товарища Сталина.

Проницательный читатель догадался, что я посмотрел новый сериал «Орлова и Александров», причем не без удовольствия и даже до конца.

И всё-таки, я так и не понял, что это такое – то ли стёб, то ли шедевр дремучего антисталинизма. Для стёба это слишком сильно затянуто, кроме того стёб предполагает минимальное знакомство с материалом. Очевидно, что многие вещи авторы фильма узнали по ходу съемок и успевали впихнуть в фильм (например, им было неведомо, что под монастырь Эрдмана подвел не Утесов, а Василий Иванович Качалов. Кто-то успел им сказать об этом, что того как фильм был закончен, и они успели воткнуть соответствующую реплику. Кстати, Утесов изображен в фильме совершенно по-хамски, с большой ненавистью. За что Леонида Осиповича ненавидели заглавные персонажи сериала общеизвестно, а вот авторы фильмы за что?) Зато узнать, что Кирова убили не солнечным летом, а зимой, киногруппе довелось по окончании работ, а потому сейчас участники кинопроцесса вынуждены во всех интервью кричать, что они, конечно, знали, но так они видют.

При известном упорстве можно обнаружить следы работы над сценарием (что свидетельствовало бы в пользу стеба). История с первым визитом Александрова к Дукельскому заимствована у Ромма (и произошла она, естественно с Роммом):

Новый человек — Семен Семенович Дукельский. Кто такой? Из органов, говорят. Из органов. Уполномоченный по Воронежу.
Ну, а какое же он отношение имеет к искусству? В молодости, говорят, был тапером, в кинотеатре играл на рояле.
Значит, имеет музыкальное образование? Интересно.
Да нет, говорят, музыкального образования у него нет, одним пальцем играл где-то в провинции, в маленьком городишке. А пришел он наводить порядок. Порядок будет наводить.
А-а, ну посмотрим, что это за Семен Семенович Дукельский, бывший тапер, который пришел из органов к нам наводить порядок.
Проходит дня два — звонок мне. Секретарша говорит:
— Семен Семенович просит вас завтра в два часа явиться к нему.
Ну, естественно, завтра ровно в два я как штык. Секретарша идет к нему докладывать. Выходит человек, высокий, костлявый, в синих бриджах и сапогах, в синей гимнастерке, плечи такие острые. Туловище поворачивается вместе с головой. Рот, когда улыбается, кривит. Брит наголо. Голова, как яйцо, — большая, длинная. Уши торчат, и очки темные. На Победоносцева смахивает; длинная шея с кадыком. И голова ворочается вместе с туловищем. Первое впечатление довольно зловещее.
Глядит на меня:
— Вы кто?
Я говорю:
— Я Ромм, кинорежиссер, вы меня вызвали.
— Когда?
Я говорю:
В два часа.
А сейчас сколько?
Я говорю:
— Два часа.
— Четырнадцать! Четырнадцать! Два часа — это ночью бывает, а днем бывает четырнадцать. Вы это на всякий случай усвойте, товарищ режиссер. Вы, творческие работники, к порядку не привыкли, а будет порядок. Днем — четырнадцать часов, ночью — два часа.
Немножко задыхаясь он говорит, с придыханием таким: ночью два часа, так. Я говорю:
— Что ж, мне к вам ночью являться?
— Да нет, больше не надо, я уж посмотрел на вас. Все, можете идти.
Повернулся и пошел. Странный человек, какой-то довольно необыкновенный.


Но вряд ли. Скорее всего им кто-то этот кусочек из рассказов Ромма пересказал. Иначе бы они обратили внимание и на начало этого рассказа:

В начале тридцать восьмого года был арестован Шумяцкий, и на его место назначили нового председателя Комитета по делам кинематографии, Семена Семеновича Дукельского.
Ну, правда, когда Шумяцкого арестовали, было в Москве большое торжество. Очень его не любили, многие не любили. В «Метрополе» Барнет пьяный напился. Все ходили веселые. Хуже, говорят, не может.


Не очень как-то кинематографическая общественность скорбела. И не то, что Большого Террора испугалась, а даже отчасти злорадствовала.

Да и если бы текст от автора читала секретарша Верочка, а не Юрий Григорьевич Самохвалов стеб был бы получше.

Так что, скорее всего это шедевр дремучего антисталинизма.

При том, посмотрел я его, повторю, не без удовольствия. И очевидно почему – благодаря обаянию александровских комедий.

Нет, я правила игры знаю, признание, что тебе нравятся «Цирк» или «Волга-Волга» - это как нотариально заверенная справка, что Мандельхольда по твоему личному доносу арестовали и сослали за тунеядство . (Есть преступления и пострашнее – того, кто скажет, что смотрел «Чапаева» вообще постигнет суровая кара гражданского опчества, всеобщая ненависть и презрение креативного класса).

А полезная информация в этом сериале имеется. Оказывается, при всей дремучести российских кинематографистов кое-что они могут делать. Вполне могли бы снять ремейки этих фильмов, если их постоянно бить и контролировать. Увы, с директором хуячечной это не получится. Вместо этого они прехеровейшим образом раскрашивают старые фильмы. Кому эти раскраски нужны, кто их смотрит – неведомо, но распил куда более эффективен, чем при изготовлении римейков.
Tags: кино, культурка
Subscribe

  • Таперича, братцы

    математика в Сирии процветет! Кажный алавит в уме сможет брать 20 прОцентов от 100. И жидов-нехристей в скубенты не пустим!

  • Ecrasez l'Infame!

    США уведомили ООН о выходе из Парижского соглашения по климату Жми, Трампушка!

  • Задержка месячных вказивок

    Прогрессивная опчественность в недоумении. Как реагировать на Грету?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments